21.09.2018

Клиент всегда прав?

 

По смыслу Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», клиент всегда прав. То есть, за некачественную банковскую услугу ответственность несет банк в любом случае. Но на практике не все так просто. Об этом можно судить по вопросам, которые пользователи задают юристам.
Можно ли вернуть деньги без суда? 

Если из-за сбоя банкомат не выдал или не зачислил деньги на счет, не стоит паниковать. Надо учитывать, что в работе аппарата может произойти кратковременный сбой. Внесенные средства могут поступить на счет в течение суток, а при снятии банкомат может выдать их не сразу, а через какой-то промежуток времени, поэтому не стоит оставлять аппарат без присмотра. Если деньги заберут другие пользователи, то вернуть их будет гораздо сложнее.
Кроме того, часто банк автоматически возвращает деньги на счет клиента, если происходит сбой в работе платежной системы, поэтому стоит позвонить в кредитную организацию по телефону тех. поддержки и узнать, вернутся ли деньги, а также проконсультироваться на счет дальнейших действий. Сделать это лучше, не отходя от банкомата. Если тех. поддержка не решит проблему, то придется написать претензию. Срок ее подачи – не позднее следующего дня, в который была произведена операция ( ч. 12 ст. 9 ФЗ N 161). 
Наличие чека в такой ситуации важно, но не принципиально, так как совершение операции может быть подтверждено иными доказательствами, в том числе выпиской о последних совершенных операциях. Претензия в банк должна содержать: описание ситуации, требования о возврате денег, проведении сверки кассовой ленты банкомата с данными инкассации, сохранении записи камер наблюдения банкомата и телефонного разговора с оператором колл - центра (указать время). Один экземпляр с подписью сотрудника банка, принявшего заявление, необходимо оставить себе. 
Если карта была выдана одним банком, а операция проводилась в банкомате, принадлежащем другому, в таком случае заявление надо подавать в банк, где была получена карта. Такой же алгоритм действий и в случае с трансграничными операциями (на территории другого государства). Сроки для проведения проверки по факту удержания средств устанавливаются локальными правовыми актами банков, но, как правило, не превышают месяца. Для проверки трансграничных операций этот срок может быть увеличен до двух месяцев.

Как составить исковое заявление в суд? 

Если банк игнорирует обращение, следует подавать иск в суд с приложением копии претензии. Также до суда рекомендуется обратиться в полицию с заявлением о проверке факта незаконного списания денежных средств. Даже если в возбуждении уголовного дела будет отказано, то постановление об этом послужит дополнительным подтверждением попытки досудебного урегулирования спора. 
При составлении иска необходимо руководствоваться положениями ст.ст. 856 и 395 ГК РФ, а также Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1. В соответствии с указанными статьями Гражданского кодекса истец имеет право на получение процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму необоснованно списанных денежных средств. Основываясь на положении Закона РФ «О защите прав потребителей», истец может компенсировать причинённый моральный вред. 
Судебная практика показывает, что позиция банка в таких случаях может строиться на доказывании вины истца, который, в соответствии с условиями использования банковских карт, должен нести ответственность по операциям с использованием ПИН - кода, в частности, не передавать его третьим лицам. 
Кроме того, даже если сбой в работе банкомата установлен, вместе с тем суд может признать, что ответчик не дождался выдачи денежных средств, и они были изъяты неустановленными лицами, а не удержаны банком (Определение Ленинградского областного суда от 27.06.2013 № 33-2882/2013). Опровергнуть или подтвердить этот факт помогут записи камер наблюдения, которые будут истребованы судом в качестве доказательства.

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных